связь с нами
Москва, Ташкентская улица, 28 с1
Санкт-Петербург, наб. реки Волковки, 7, (214-3, 2)
Новости. Статьи

Топ-5 поводов полюбить электрокары из Китая

Статьи
Еще 5-7 лет назад упоминание о китайском автомобиле вызывало скорее сочувствие к его владельцу. Говорили, что это бедняга, который не может позволить себе "нормальный" автомобиль известного бренда и вынужден ездить на "чайнакаре". Однако, за это время произошли значительные перемены, и сейчас отношение к китайским автомобилям полностью противоположное: они вызывают интерес, восхищение и даже зависть. Но что же стало причиной такого резкого изменения?
Премиальный китайский электрокар Hi-Phi X
Причина №1

Первая причина заключается в том, что в Китае происходит настоящий автомобильный бум. Внутренний рынок Китая составляет более 23 миллионов автомобилей в год, и до недавнего времени этого было достаточно. Но в 2021 году, в связи со стагнацией внутреннего рынка, Китай решил сделать экспорт автомобилей приоритетным направлением. В то время, когда другие производители страдали от микропроцессорного кризиса, автопром в Китае увеличивал объемы производства, что позволило не только удовлетворить внутренний спрос, но и начать масштабный экспорт.

В 2022 году Китай занял второе место в списке экспортеров автомобилей, обойдя Германию. И прогнозы на 2023 год говорят о том, что Китай обгонит Японию и станет мировым лидером по экспорту автомобилей.
Партия китайских электромобилей в ожидании отгрузки на экспорт в порту Сучжоу, 11 сентября 2023 года
Реакция стран "другого лагеря" явно свидетельствует о серьезности роста автопрома в Китае. В сентябре 2023 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о начале расследования относительно вливания китайских электромобилей на европейский рынок. Чиновники ЕС даже рассматривают возможность введения защитных таможенных тарифов на эти автомобили, так как они привлекают потребителей Европы своим качеством, современным дизайном, экологичностью и доступной ценой.
Немцы осматривают китайские машины на салоне в Мюнхене, сентябрь 2023 года
Но все же, чем объясняется такой ошеломительный успех китайского автопрома? Есть ли у него могущественные авторы или это просто результат удачного стечения обстоятельств? Как обычно, здесь сыграли роль и авторитетные игроки, и благоприятные предпосылки.

Причина №2

Целенаправленные усилия принесли свои плоды: китайские власти долгие годы стремились к максимальному развитию автомобильной промышленности. Важным моментом стало обеспечение доступа автопроизводителей к литию и другим ресурсам за пределами отрасли. Коммунистическая партия Китая работала над достижением трех основных целей: очищение воздуха в мегаполисах, импортозамещение и лидерство в технологиях электромобильной индустрии, чтобы опередить Запад. Это логично: догнать мировых конкурентов в производстве и продаже автомобилей с ДВС Китаю уже не удается, а вот занять лидирующие позиции в эпоху электрокаров — вполне выполнимая (и уже во многом выполненная) задача.

По оценкам консалтинговой фирмы Alixpartners, с 2016 по 2022 годы власти Китая выделили 57 млрд долларов США на поддержку производства автомобилей с электрическими и гибридными двигателями. А в 2023 году была объявлена новая четырехлетняя программа налоговых льгот на 72 млрд долларов.
Презентация китайского электрокара BYD R2
Результатом двух десятилетий господдержки стало то, что Китай вышел в лидеры мирового рынка батарей для электромобилей. Компания CATL сейчас контролирует 37%, а BYD — почти 15% глобального рынка. Батареи CATL используются в машинах Tesla, BMW и Volkswagen, а Ford приобрел технологию и ноу-хау для строительства завода в Мичигане. И китайская продукция — машины собственной разработки — выигрывает за счет своих батарей (основной детали в электромобиле).

Причина №3

Скачок в производстве электрокаров связывается с китайскими производителями с коронавирусной пандемией и промышленным кризисом в Европе и США в 2020-2021 годах. Китай использовал это время для развития электромобильной отрасли, не находясь в зависимости от импорта электроники и микропроцессоров.
Производство микропроцессоров на фабрике в КНР
Все благодаря поддержке со стороны властей Китая. Еще в апреле 2020 года они разработали стратегию для обеспечения стабильности и устойчивого роста китайской экономики во времена пандемии — так называемую "Лювэнь — любао" («12 факторов гарантии и стабильности»). И результаты не заставили себя ждать: по итогам 2020 года рост китайской экономики составил 2,3 процента, став единственным положительным показателем среди всех крупных стран мира.

Причина №4

Современные китайские электрокары вызывают восхищение своим дизайном. Причин такой резкой перемене во внешнем виде китайских автомобилей несколько: смелость китайских разработчиков, которых не пугают футуристичные формы и дерзкие цветовые схемы, а также хэдхантинг для улучшения дизайна.
Джайлс Тейлор на презентации новой модели
Расскажем только о самых значимых событиях: в настоящее время главный дизайнер Rolls-Royce и Jaguar, Джайлс Тейлор, занимается разработкой электрокаров для премиального китайского бренда Hongqi. Одним из наиболее популярных моделей этого бренда является кроссовер класса "люкс" E-HS9. Питер Хорбери, создатель внешности легендарных Volvo XC90 и Volvo S60, перешел в концерн Geely и сейчас занимается разработкой моделей для суббренда Lync&Co, который специализируется на производстве электромобилей. Еще одним экспертом, привлеченным Geely, стал Штефан Зилафф, ранее занимавший должность шеф-дизайнера Bentley. На своем новом месте работы Зилафф уже успел заслужить признание, так как он руководит разработкой экстерьера и интерьера моделей популярного электро-суббренда Geely под названием Zeekr.
Штефан Зилафф и Zeekr 009
Причина №5

На китайском рынке каждый год появляется несколько новых брендов электрокаров, которые в очень короткие сроки разрабатывают и представляют все больше новых моделей. Один из ярких примеров - бренд Zeekr, основанный около двух лет назад, в марте 2021 года. Уже в октябре того же года начались поставки первой модели Zeekr 001. Сейчас, спустя два с половиной года с момента создания бренда, уже выпущено 4 модели, и все они, за исключением самой новой модели Zeekr 007, которая еще не поступила в продажу, являются настоящими бестселлерами в сегменте электрокаров. В качестве подтверждения этому факту можно привести следующие данные: 19 апреля компания доставила свой 100 000-й автомобиль покупателю, а к июню 2023 года общие продажи Zeekr в Китае превысили 120 000 единиц.
Новинка от Zeekr — седан под индексом 007
Компания Nio - еще один пример невероятной продуктивности китайских автопроизводителей. За период с 2018 по 2023 год они выпустили 8 серийных моделей электрокаров (ES8, ES6, EC6, EC7, ES7, ET7, ET5, ET5 Touring). Это значит, что они разработали и выпустили все эти модели всего за 5 лет! Кроме того, компания построила и управляет более чем 1500 станциями замены батарей. Под брендом Nio также выпускаются премиальные потребительские товары, разрабатывается собственный смартфон, а в ближайшие два года планируется запуск двух новых автомобильных суббрендов - Alps и Firefly. Невероятная работоспособность китайского автоконцерна!
Электрокар Nio ES8
Если Zeekr и Nio выпускают электрокары с гармоничным и привычным внешним видом, то Hi-Phi создает автомобили, которые больше похожи на космические корабли премиум-класса. Эта компания была основана относительно недавно, в 2017 году, но за это время уже успела представить три модели - X, Z, Y. Они завоевали многочисленные симпатии поклонников футуристичного стиля, хотя пока не смогли полностью завоевать рынок. Традиционные западные бренды за такой короткий период времени, скорее всего, только разработали бы концепт или провели опросы в фокус-группах о предпочтениях в дизайне дверных ручек.
Электромобиль-седан бизнес-класса Hi-Phi Z
Экономисты, изучающие азиатские государства, часто говорят о "экономическом чуде" - когда промышленность страны внезапно переживает невиданный расцвет. Однако в данном случае этот расцвет не является внезапным. Обычно такие изменения требуют десятилетий работы, огромных инвестиций и поддержки со стороны государственных органов и финансовых кругов. Поэтому стремительный рост популярности китайских электрокаров является прямым подтверждением простой истины: что посеешь, то и пожнешь.