связь с нами
Москва, Ташкентская улица, 28 с1
Санкт-Петербург, наб. реки Волковки, 7, (214-3, 2)
Новости. Статьи

Экологичность электрокара — реальность или вымысел?

Статьи
В последнее время все чаще наблюдаем в интернетах обсуждения на тему «Что экологичнее: авто с ДВС или электрокар?» Здравый смысл подсказывает, что этот вопрос даже поднимать глупо: очевидно, что выбросы от бензинового или дизельного автомобиля загрязняют окружающую среду куда активнее, чем авто на «чистой» электротяге. Однако иногда появляются медийно активные скептики, которые подвергают сомнению устоявшееся мнение об экологичности электрокаров. Некоторые их аргументы вполне состоятельны — есть смысл изучить позиции всех сторон и уже потом делать выводы о «чистоте» тех или иных видов транспорта.
Гибридный электромобиль Voyah Free 2024 в рестайлинг-версии 2024 года
Ретроспектива мирового автопрома

Размышления про противостояние «авто на ДВС» и «авто на электротяге» стоит начинать с небольшой исторической справки. Достаточно малоизвестный факт: в начале XX века более 30% транспортных средств в Соединенных штатах Америки были электрическими, 40% авто приводил в движение пар, и только около 25% процентов ТС были бензиновыми.
Электромобиль компании Bailey Electric производства 1910-1920 гг.
Существует целый ряд конспирологических теорий относительно причин победы бензиновых авто над электрическими, и, с нашей точки зрения, в них есть определенный здравый смысл. Но углубляться в это не будем, а просто констатируем: электротяга сегодня, спустя более 100 лет, начинает серьезно конкурировать с бензиновыми и дизельными автомобилями. И один из главных поводов для такого рывка — появление в глобальной повестке терминов «экологичность», «забота об окружающей среде», «концепция устойчивого развития» и других.

Что нечисто в «чистом» электротранспорте?

Никто не будет сейчас спорить о том, что заботиться о климате и экологии — это благородная и необходимая миссия. Но вот как именно должна проявляться эта забота и что в таком случае для климата хорошо, а что плохо — вопросы не столь очевидные, как может показаться на первый взгляд.

Основные претензии к электротранспорту сводятся к двум моментам: во-первых, к производству электроэнергии, во-вторых, к утилизации батарей. Почти 40% мировой электроэнергии производится за счет сжигания угля. Понятно, что при существенном росте числа производимых электромобилей увеличится потребление электрической энергии, а, значит, будет расти и объем загрязняющих атмосферу веществ — в случае, если речь идет о традиционном, углеродном способе производства э/э.
Одна из угольных электростанций Германии
Разумеется, уже сейчас активно прорабатываются пути декарбонизации мировой экономики. Но пока доля альтернативных источников для производства электроэнергии достаточно мала. А про утилизацию электромобильных аккумуляторов и вовсе говорят как о самом тонком месте во влиянии электротранспорта на экологию.

Дело в том, что на сегодняшний день утилизация батарей заключается в обычном складировании этих отживших свое элементов электромобиля на свалках и аккумуляторных «кладбищах». Это значит, что тяжелые металлы, содержащиеся в батареях, попросту проникают в воду и почву, загрязняя их существенно.

А вот массовой переработки этих батарей пока не происходит. Мало того, что это крайне непростой процесс, который только начинают налаживать. Главная сложность заключается в том, что переработку батарей в нынешних условиях практически невозможно автоматизировать и роботизировать. Каждый производитель электрокаров (а их уже много и становится все больше), стремится установить на свой продукт уникальную батарею, которая будет хоть немного, но отличаться от товара конкурента.
Конструкция «золотой» батареи от Zeekr — нового игрока в производстве АКБ для электромобилей
Соответственно, пока не представляется возможным внедрить роботизированные линии разборки батарей на составляющие элементы для их дальнейшей переработки. Более того, никто из автопроизводителей всерьез не занимается процессом утилизации и переработки: пока проблема не достигла критических масштабов. Но с ростом популярности электромобилей будет расти и их производство, а это приближает момент, по мнению журнала Nature, глобальной экологической катастрофы.

Большое видится на расстоянии

Вы спросите: «Неужели все рассказы об экологичности электрокаров — это ложь?»

Мы так не скажем, ведь все дело в том, с чем сравнивать. Если взять за экологический идеал велосипед или самокат (традиционный, без батареи), то электрокар, конечно, не сможет похвастаться особой «чистотой» для экологии. Но вот если такое транспортное средство сравнивать с автомобилем на бензине или дизеле, то в этой паре электрокар однозначно выигрывает приз наименее вредного для планеты средства передвижения.

Важный момент: электрокар выигрывает в экологичности не на каждом этапе производства и эксплуатации, а в целом, по усредненному значению так называемого углеродного следа.

Портал Visual Capitalist, который занимается исследованиями и визуализацией взаимосвязей между человечеством и окружающей средой, подготовил необычную, но очень показательную инфографику. Аналитики портала сравнили углеродный след, который оставляют в атмосфере три категории транспортных средств: «чистые» электромобили, гибриды и традиционные автомобили на бензиновой или дизельной тяге. Кстати, на сайте REVOCARS есть очень удобный фильтр, с помощью которого можно легко ориентироваться и в электромобилях, и в гибридах.
Исследователи собирали данные о выхлопах в окружающую среду на следующих этапах жизненного цикла авто:

  • производство батареи;
  • производство самого авто;
  • производство топлива/электричества;
  • выбросы из выхлопной трубы;
  • обслуживание;
  • утилизация.
Инфографика от портала Visual Capitalist, сравнивающая объемы углеродного следа электромобиля, гибрида и традиционного авто с ДВС
Результаты сбора показателей и сравнения углеродного следа разных видов ТС были ожидаемы: «победили» автомобили с ДВС. Одно такое авто средних размеров за 16 лет своего жизненного цикла (или за 240 тысяч километров пробега) эмитирует в атмосферу 56 тонн выбросов CO₂. В то же время, эмиссия диоксида углерода от авто на «чистой электротяге» составляет 41 тонну, а гибрида — 48 тонн.

Реальные кейсы эко-достижений

Про заботу об окружающей среде говорят уже давно, но есть ли какие-то практические примеры успешных случаев такой деятельности? А вот и есть!

Китайские мегаполисы демонстрируют удивительные результаты государственной политики властей на переориентацию транспортной системы в сторону полного перехода на электротранспорт. Один из рекордсменов этой политики — город Шэньчжэнь, в котором проживает более 12 миллионов человек. Власти этого города с 2011 года вели последовательную деятельность по «электрификации» как общественного, так и личного транспорта горожан.
Случайный снимок одного из перекрестков Шэньчжэня - по зеленым номерным знакам видно, что на дороге практически только одни электрокары и гибриды
Результат впечатляет: каждый, кто бывает в этом мегаполисе, находится под неизгладимым впечатлением, ведь даже в центре города тихо и свежо! А все потому, что более 70% транспортных средств на улицах Шэньчжэня ездят на электротяге, не выделяют углекислый газ и практически бесшумны.

В случае с такими крупными и густонаселенными городами, как Шэньчжэнь, переход на электротранспорт однозначно оправдывает все усилия. Не производящие громких звуков и выхлопов, электрокары спасают горожан от смога, загазованности, углеродного и шумового загрязнения. Электромобиль — панацея для современного мегаполиса.

Может ли электромобиль стать еще более экологичным?

В случае с минимизацией вреда от производства и эксплуатации электрокаров есть сразу несколько направлений для развития:

  • во-первых, увеличение срока жизни аккумулятора. Прогресс по этому направлению уже есть: если электрокары 10-15-летней давности проезжали без подзарядки всего 100-120 км и срок эксплуатации их батареи составлял около 5 лет, то АКБ в современных электромобилях служат минимум 10 лет и обеспечивают запас хода в пределах 500-600 километров. А через несколько лет срок жизни батареи планируется увеличить до 20 лет.
Аккумулятор Blade от BYD, который может обеспечить более 5000 циклов зарядки и разрядки и прослужить более 15 лет
  • во-вторых, переработка аккумулятора. Ведущие производители, в том числе BYD, CATL, LGES, SK Innovation, уже создают заводы по переработке аккумуляторов. В ближайшее время планируется переход к более чистой технологии – прямой переработке, в ходе которой будет восстанавливаться химический состав аккумулятора без вредного для окружающей среды измельчения и сжигания катодной смеси. Выход на 100%-ю переработку батарей к 2040 году позволит удовлетворить до 25% потребности индустрии в литии и до 35% - в кобальте и никеле.
Ручной процесс разборки батареи на элементы с последующей сортировкой и отправкой на переработку
  • в-третьих, декарбонизация производства электроэнергии. Объемы производства электроэнергии за счет возобновляемых источников (энергии солнца, ветра, преобразования кинетической энергии и других) нарастают с каждым годом. Крупные энергетические корпорации планируют полностью перейти на «зелёную» энергию уже к 2040-му году. И, кстати, уже есть успешный кейс «декарбонизованной» сети заправок для электромобилей: техасская компания Austin Energy предлагает программу сетевой зарядки, которая позволяет владельцам электрокаров получать 100% электроэнергии от ветра всего за 4,17$ в месяц.
Объекты инфраструктуры альтернативной энергетики: для производства электроэнергии используются ветряки и солнечные батареи
Команда REVOCARS убеждена: за электромобилями будущее. Примеры Шэньчжэня и других мегаполисов ярко демонстрируют, что перевод транспортной системы на электрические «рельсы» — это действенный метод для достижения куда более комфортной и приятной жизни в городе. Более того, с помощью электромобилей можно решать глобальную проблему конечности, невозобновляемости ресурсов. Мировых запасов нефти, при текущем потреблении, хватит на 46 лет. А значит, уже сейчас нужно менять уклад глобальной экономики, производства и, в целом, жизни в сторону более актуальных, экологичных и прогрессивных решений.

Уверяем вас: премиальные электрокары из Китая — именно такое решение. Если все еще сомневаетесь, звоните или пишите нам по контактам ниже: наши менеджеры проконсультируют по всем вопросам и развенчают любые сомнения насчет электротранспорта.

Tel./WhatsApp: +7(958)111-98-88